Винный туризм – нишевый продукт или стратегический актив?

семинар по винному туризму
семинар по винному туризму
28-29 апреля в Москве, была проведена специализированная сессия по винному туризму "Маркетинг винного туризма: как устранить барьеры на пути к целевой аудитории".
Мероприятие прошло в формате рабочей встречи двух групп Экспертного совета Комитета Государственной Думы по туризму – по маркетингу территорий и по развитию сельского, аграрного и эногастрономического туризма, при поддержке комитета Российского союза туриндустрии по сельскому туризму и комиссии по винному туризму.
Винный туризм становится основным стратегическим активом винодельческих регионов России благодаря его особенности привлекать туристов с высокой покупательной способностью, создавать качественные точки притяжения и отдыха в сельской местности, что способствует равномерному территориальному развитию и диверсификации сезонности – перераспределению турпотока от курортов Черноморского побережья на винные территории в пиковый летний период и привлечению туристов в невысокий сезон.
В ходе сессии эксперты обсудили подходы и идеи развития винного туризма в России. Было показано, что развитие винного туризма обусловлено, в первую очередь, активным ростом винодельческой индустрии и российского винного рынка на современном этапе. В числе поручений Президента РФ, данных в декабре прошлого года правительству и главам шести винодельческих регионов, и направленных на развитие виноградарства и виноделия, особое место занимает поручение выработать к 1 июля 2022 г. комплекс мер по развитию винного туризма (энотуризма), экскурсионных маршрутов и сопутствующей инфраструктуры.
"Винный туризм имеет большое значение не только как самостоятельное направление туризма и эффективный способ продвижения продукции отечественного виноделия и культуры потребления вина в России, но также важен с точки зрения повышения конкурентоспособности национального туристического продукта, в том числе в контексте развития культурно-познавательного туризма. Культура винограда и вина, традиции виноделия берут свое начало на юге России в античное время и являются важным элементом материального и нематериального культурного наследия нашего общества, фактором территориальной идентичности, – отметила в начале встречи Елена Порман, руководитель секции по сельскому и эногастрономическому туризму Экспертного совета Комитета ГД по туризму, руководитель комитета РСТ по сельскому туризму. – У вина и туризма много общего в логике качества продукта – культурный ландшафт, традиции, технологии, качественный состав среды, поэтому мы можем использовать винный "терруарный" подход с присущим ему понятием качественных свойств территории как основу для устойчивого развития туризма".
Понятие "туристический терруар" предложили в 2002 году ученые Холл и Митчелл для обозначения сочетания физических, культурных и природных элементов, которые придают каждому региону особую привлекательность. Тем самым было указано на параллель между туристической территорией и винной индустрией. В 2016 году Наталией Беляковой в научный оборот был введён термин "терруарный маркетинг", чтобы обозначить территориальный маркетинг, принципиально сфокусированный на ультралокальном позиционировании и условиях высокорисковых потребительских сценариев. "Территориальный маркетинг необязательно базируется на прошлом – эффективное позиционирование может быть и "с нуля", когда предыдущий жизненный цикл места объективно закончен. Места живут и места меняются (а иначе - умирают), это нормально. Поэтому дефиниция "терруарный" мне понадобилась как ясная метафора позиционирования на сложившемся локальном – все знают, что качество почвы и специфика климата определяют качество вина, и это уникальный микс факторов, – комментирует Наталия Белякова, руководитель рабочей группы по маркетингу территорий Экспертного совета Комитета ГД по туризму. – И вот спустя пять лет маркетинг отдельных терруаров – это и рабочая реальность специалистов по продукту и продвижению".
Бэлла Тарасова, руководитель комиссии по винному туризму Российского союза туриндустрии, рассказала о потенциале винного туризма в Краснодарском крае, а также о том, какие маркетинговые шаги необходимо предпринять для его устойчивого развития. Была раскрыта тема специфики создания и проведения винных туров, рассмотрены особенности формирования и продвижения турпродукта в винном туризме, в зависимости от целевых аудиторий потребителей и формата винодельческого хозяйства. При развитии винного туризма необходимо использовать кластерную модель, объединяя в комплексные маршруты винодельни, объекты агротуризма – сыродельни, фермерские хозяйства, а также предлагая к посещению местные объекты природного и культурного наследия. Наглядный пример объединения винных и культурно-исторических объектов представляет собой проект "Винные дороги Боспорского царства", маршруты которого охватывают четыре региона Северного Причерноморья, где культура виноградарства и виноделия насчитывает уже более 2500 лет, – Краснодарский край, Ростовская область, Крым и Севастополь. Бэлла Тарасова поделилась также информацией о формировании национального туристического маршрута "Винные дороги Краснодарского края" и отметила, что на текущем этапе крайне важны обмен мнениями и экспертные дискуссии для корректировки дорожной карты развития винного туризма в регионе.
Выступление Екатерины Шаповаловой, автора-методиста и руководителя проекта:

"Гастрономическая карта России", было посвящено роли российского вина и региональной кухни в туристической инфраструктуре. "Туризм и гостеприимство – это имиджевая отрасль экономики государства, где должны отображаться национальная, региональная идентичность и культурные ценности народа. На законодательном уровне необходимо закрепить понятие "российская кухня" как культурное наследие народов России и обязательную составляющую турпродукта, – уверена Екатерина Шаповалова. – Российское вино и региональная кухня являются невербальным инструментом знакомства с историей, культурой, кулинарными традициями и уникальными продуктами местности и страны, ценным инструментом построения российской региональной идентичности".

Региональные вина юга России сопровождают кулинарные традиции черноморской, донской, кавказской кухни и должны стать обязательным элементом эногастрономических маршрутов, мастер-классов, дегустаций и базовым предложением в винных картах и меню местных ресторанов и отелей.
В продолжение темы работы с целевыми аудиториями и местным контентом Наталия Белякова подчеркнула:

"Туристический бизнес не является профильным для виноделов, он специфичен – при том, что привлекателен в плане привлечения новых аудиторий, а также окружения "якорей" виноделен – дегустаций и продаж продукции – дополнительными сценариями потребления. Туристы формируют спрос на продукцию НХП, активируется экономика впечатлений (фототуры, пленэры, арт-кемпы, relax марафоны), дополнительные активности (иппо-, апи-, гастро-) и, конечно, доходы от размещения гостей. Поэтому усилия по оптимизации правовой рамки размещения туристов на винодельнях мы стремимся синхронизировать с коррекцией легальных возможностей виноделов информировать о себе. Причём первое и второе невозможно без эволюции турпродукта – от монолокации притяжения эноэнтузиастов до места широкого знакомства с культурой виноделия в самых разных ее проявлениях".

В ходе дальнейшего обсуждения участники дискуссии выявили, что одним из инновационных для России, но традиционным для других винных стран, подходов в развитии винного туризма может стать расширение сервисов для детской аудитории в туристических программах на винодельнях: проведение образовательных и просветительских классов по виноградарству, агроэкологии, сенсорике. Это позволит развивать семейный туризм на винодельнях, приобщать детей к культуре винограда и развитию собственного вкуса, что в перспективе сформирует поколение лояльных потребителей, ориентированных на осознанное потребление и отношение к вину как части местного наследия и образа жизни.
Далее эксперты в области аналитики и "больших данных" поделились своими исследованиями и кейсами. Людмила Новиченкова, директор по маркетингу и коммуникациям Ipsos в России, рассказала о результатах исследований основных форматов отдыха в России в текущем году, критериев счастья и потребительских предпочтений в вине.

"В динамике за год вдвое больше опрошенных в России не планируют путешествовать в 2022 году. Упала доля людей, собирающихся в поездки и по России, и – еще больше – за границу. На первом месте среди причин отказа – путешествовать становится слишком дорого. На первом месте по предпочтениям – пляжный отдых, далее – экскурсионный туризм. В вопросе об источниках счастья в динамике за год больше всего выросли запрос на осмысленность жизни и хорошие базовые условия жизни: еда, вода, жилище. Путешествия как источник счастья потеряли 5 пунктов – с 39% в 2021 до 34% в 2022. Путешествия как источник счастья более значимы для женщин, чем для мужчин, а также для молодой группы 18-25 лет. Полученные данные можно использовать в построении стратегий развития винного туризма и потребительских коммуникациях", – рекомендовала Людмила Новиченкова.

При оценке аудитории, потребляющей вино, показано, что треть жителей крупных городов предпочитают вино, чуть больше четверти – шампанское. При выборе вина по происхождению на первом месте – российские вина (63%), но им отдает предпочтение менее доходная и менее образованная аудитория, чаще мужчины. Иностранные вина предпочитает 42% опрошенных, это люди чаще с высшим образованием и более высоким уровнем дохода. Однако, заметно и существенное пересечение потребления по категориям – так, каждый второй потребитель иностранных вин также потребляет и российские вина. Эксперты отметили, что винный туризм становится значимым инструментом для формирования лояльного потребителя, помогает избавиться от недоверия к российским винам и на личном опыте убедиться в высокой культуре производства, качестве вин и винных терруаров юга России.
винный туризм
винный туризм РФ
винный туризм
Руководитель проектов "МТС" Венера Ровенская представила возможности цифровых сервисов для развития территорий, которые могут быть использованы при разработке новых туристических направлений и программ винного туризма. Катерина Агроник, стратегический консультант ресторанов, отраслевых промышленных предприятий, кулинарных и образовательных проектов поделилась опытом создания маршрутов и управления турпродуктами в сфере кулинарного туризма за рубежом – в Ирландии и США.
Директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ Владислав Шулаев отметил, что "в России накоплен широкий спектр собственных эффективных решений в развитии винного туризма, учитывающих особенности отечественного потребителя. Важно транслировать эти успешные примеры для широкого круга предпринимателей в сферах виноделия и туризма. При этом часть эффективных зарубежных практик в России малодоступны из-за давних нормативных ограничений, не учитывающих новые направления туризма – и винный, в частности".
Елена Порман сообщила о подготовке к 1 июля 2022 года комплекса мер от правительства России и глав шести винодельческих регионов – Краснодарский край, Ростовская область, Крым, Севастополь, Ставропольский край и Дагестан – по поручению Президента РФ о развитии винного туризма, в том числе экскурсионных маршрутов и сопутствующей инфраструктуры. "Одним из важнейших факторов роста туристической привлекательности винных регионов России является повышение уровня качества услуг в винном туризме, – подчеркнула Елена Порман. – Поэтому в настоящее время наша секция выносит на обсуждение экспертного сообщества систему оценки объектов турпоказа, которая включает в себя критерии оценки собственно объектов посещения, а также качества оказываемых услуг, управления персоналом и факультативные, но важные в ближайшей перспективе индикаторы устойчивого развития и комфортной среды. Разработка стандартов оказания услуг и система классификации объектов туристской инфраструктуры станут инструментами управления качеством туристских услуг и развития винного туризма в целом. При этом основополагающим признаком будет акцент на идентичность и отражение "туристического терруара": использование местных материалов, продуктов, этнографических, природных и культурных особенностей территории в оформлении, организации сервисов, экскурсионных программ и маршрутов".
В завершение мероприятия руководители рабочих групп Экспертного совета Комитета ГД по туризму Наталия Белякова и Елена Порман отметили актуальность развития винного туризма на основе территориального маркетинга, а также перспективы создания агротуристских кластеров и комплексных турмаршрутов, включающих наряду с винными хозяйствами объекты исторического наследия, свидетельствующие о глубоких корнях виноградарства и виноделия на юге России, и эногастрономические программы, с целью позиционирования вина как неотъемлемой части местных традиций и культуры.
Источник: комитет РСТ