Интервью с винным гидом: Гертруда Кузнецова. Винный туризм как терапия

© Фото: #ПИТЬНАШЕТУРАвторский проект Гертруды Кузнецовой ПИТЬНАШЕТУР
Авторский проект Гертруды Кузнецовой ПИТЬНАШЕТУР
— Гертруда, Вы один из самых опытных винных гидов в России. Среди заинтересованных любителей вина уже очень хорошо известен Ваш проект под маркой ПИТЬНАШЕТУР. Если обобщить весь опыт Вашей работы, как будет выглядеть статистика?
— Проекту уже три года, первый сезон был в 2020 году, за это время реализовано 29 программ в трёх регионах – Крым, Краснодарский край, Ростовская область. На этом опыте могу сказать, что в стране произошло стремительное развитие винного туризма. От зачаточного состояния, когда на рынке было два-три гида и несколько постоянно принимающих гостей виноделен, до целой россыпи гидов разного уровня, опыта, насмотренности, разного бэкграунда, и грандиозного по своему разнообразию предложения со стороны виноделен.
Три года назад наши визиты часто были экспромтами для виноделен, результатом моих личных договоренностей. Сейчас практически каждое хозяйство имеет отработанную программу приема гостей, менеджера или службу гостеприимства. Это удобно для самостоятельных путешественников и для обычных "не-винных" туристических агентств. Правда, для моего проекта это иногда создает сложности с организацией индивидуальной программы визита. Ведь гости программ ПИТЬНАШЕТУР – это не просто отдыхающие с пляжа, а люди заинтересованные, которые едут именно с целью глубокого знакомства с виноделием региона. Поэтому я, по-прежнему, добиваюсь общения с главным виноделом, технологами, с создателем проекта, продолжительного визита на производство.
Я понимаю, что мой проект – это скорее исключение, чем правило. И такое качественное развитие винного туризма как отрасли, как бизнеса, то, как винодельни вкладываются и в организацию дегустаций, и в организацию продаж, как формируют предложение для самостоятельных туристов – это безусловно, очень хорошо. И я согласна со словами Леонида Львовича Поповича, возглавляющего российское отделение Global Wine Tourism Organization, что энотуризм должен приобрести характер регулярного бизнес-направления для виноделен.
— Какие еще сложности, которые мешают развитию отрасли, Вы бы назвали?
— Если смотреть с точки зрения виноделен, то это уже известная проблема невозможности постройки объектов гостеприимства на землях сельхозназначения. Причем речь идет не только о гостиницах и ресторанах, иногда они даже туалет не имеют права поставить. И это касается не только Севастополя, где виноделы очень громко подняли эту проблему, но и всех остальных регионов. Но уже есть существенные подвижки – законопроект, который позволит строить винодельни и объекты винного туризма на землях сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, в начале мая получил одобрение Правительства и передан в Государственную Думу. Надеюсь, этап реализации его "на земле" – превращения в работающие подзаконные акты – не займёт много времени.
Другой "больной мозолью" всех, кто относится к винной индустрии, является запрет на рекламу. Это, к сожалению, распространяется и на энотуризм. Как только звучит слово "вино", все возможности для рекламы закрываются. Решение этой проблемы значительно помогло бы развитию винного туризма.
— Можете ли Вы назвать проекты, которые уже сейчас идеально организованы для энотуризма?
— Если мы говорим о самостоятельных туристах, то и в Краснодарском крае, и в Крыму сейчас во многих проектах создаются максимально комфортные условия, нон-стоп идущие программы визитов и дегустаций. В Крыму это исторические винодельни – "Массандра", "Инкерман", и фантастический современный проект Wine Park Mriya, как сказал один из моих гостей – "храм вина".
В Краснодарском крае это, конечно, "Абрау-Дюрсо" – пионеры и флагманы на рынке. Можно сказать, с них начался энотуризм, и в 2022 году они справедливо получили специальную премию за достижения в сфере винного туризма "Вино на винограднике" от Top100 Wines. Эта премия и за сегодняшние их достижения, и "за выслугу лет" тоже. Но визит в "Абрау-Дюрсо" – это история про историю, там больше показывают музей, видео и фото архивы. Очень коротко гости попадают в галереи выдержки и все. А в "Шато Пино", например, привлекает именно возможность увидеть всю технологическую цепочку от нуля до финиша, узнать, как создаётся вино.
Я в "Абрау-Дюрсо" гостей не вожу, всегда говорю, что это история про самостоятельный отдых и на целый день. Можно приехать на такси, погулять по всей территории, сходить не только на винодельню, но и в уникальную "Галерею Света", покататься по озеру на ретро-пароходе или на катамаранах, посидеть в одном из множества ресторанов, поздним вечером посмотреть шоу фонтанов. Я для этого не нужна. Впрочем, на недавно прошедшем в "Абрау-Дюрсо" I Международном форуме винного туризма мы общались с вице-президентом компании по туризму и обсуждали возможность для моих групп сделать какие-то индивидуальные программы. Если получится выработать удобный формат, то я с удовольствием включу винодельню в свои маршруты.
Идеальным туристическим кейсом можно назвать "Шато Пино". Там уже на этапе строительства винодельни были спроектированы гостевые галереи над производством, с которых можно безопасно наблюдать все процессы. Важно, что гости при этом никак не мешают работе винодельни и не нарушают чистоту производства. В хозяйстве работает хорошо обученная команда гидов, несколько прекрасно оборудованных дегустационных залов, магазин. А после визита гостей ждёт двухэтажный ресторан, один из лучших в регионе, улиточная ферма, ретро-галерея, картинная галерея, "Улица мастеров". В этом году открыли бистро и долгожданный отель. Мне кажется, сейчас "Шато Пино" уже может посоперничать за гостя с "Абрау-Дюрсо".
© Фото: #ПИТЬНАШЕТУРАвторский проект Гертруды Кузнецовой ПИТЬНАШЕТУР
Авторский проект Гертруды Кузнецовой ПИТЬНАШЕТУР
Авторский проект Гертруды Кузнецовой ПИТЬНАШЕТУР
— Такое развитие туристической инфраструктуры при винодельнях не оставит вас без работы?
— Конечно, нет! Работы хватит на всех. Мои программы для тех, кто хочет интенсив, "глубокое погружение". Это может быть любитель вина, который вдруг обнаружил, что в стране есть хорошее вино и хочет узнать об этом подробнее. А может быть и давний поклонник вин России, которому интересно наблюдать за развитием отрасли.
Для таких людей массовое туристическое предложение винодельни и самостоятельные переезды – не решение. Сложно самому собрать маршрут так, чтобы посетить две винодельни в день и пообедать/поужинать в проверенном месте, договориться о встрече с виноделом и/или собственником, получить доступ на производство, а не только в туристическую зону… и затратить на это все оптимальное количество времени. Такие системные продукты может собрать только винный гид.
В любой программе, вне зависимости от региона – Краснодарский край, Ростовская область или Крым – я показываю проекты от самого большого до самого маленького.
В Краснодарском крае всегда начинаем с "Кубань Вино" или "Фанагории". Гости видят масштаб и высокие технологии производства, видят предприятие полного цикла – работу крупнейшего в стране питомника весной, современные комбайны на уборке осенью, собственное бондарное производство. Это формирует понимание, что наши крупные производители за очень разумные деньги предлагают продукт высокого качества, потому что это обеспечено объёмом и технологичностью производства. И конечно, высочайшей квалификацией и фанатизмом работающих там людей.
После индустриальных гигантов мы посещаем несколько средних частных проектов, и здесь гостей впечатляют не только разнообразие технологий и оснащённости. Современная российская винодельня может удивить самого насмотренного путешественника. Ландшафтный дизайн виноградников "Гай-Кодзора", художественная галерея "Усадьбы Голубицкое", граффити "Сухой Горы", объекты современного искусства в "Кринице", сверхмощный телескоп "Скалистого Берега" – и это лишь малая часть. Конечно, такое разнообразие впечатлений создаёт глубокую эмоциональную связь с каждым вином, а значит, человек захочет к нему вернуться.
И обязательно в каждом туре мы посещаем микро-проекты, например, винодельню Узуновых. На их примере можно понять, что высококлассное вино из карты мишленовского ресторана – это не обязательно ёмкости до небес и здания из мрамора. Я всегда говорю гостям, что главная часть любого процесса – это человек. Например, коллектив винодельни "Узунов" – всего 4 человека и почти все оборудование сделано своими руками.
По той же схеме – от большого к малому – строятся программы в других регионах. В Крыму я показываю Alma Valley или "Инкерман", и на контрасте – малых виноделов Севастополя. В Долине Дона теперь с огромным удовольствием привожу на крупнейший в регионе исторический завод "Цимлянские Вина", недавно восстановленный после банкротства. А потом – семейную "Дачу Сердюка" или "Усадьбу Саркел", где десять емкостей и один винодел.
© Фото: #ПИТЬНАШЕТУРАвторский проект Гертруды Кузнецовой ПИТЬНАШЕТУР
Авторский проект Гертруды Кузнецовой ПИТЬНАШЕТУР
Авторский проект Гертруды Кузнецовой ПИТЬНАШЕТУР
— Гертруда, как вы считаете, существует зависимость между характером винодела и качеством вина?
— Я сама в винную отрасль пришла из-за глубокого впечатления от общения с виноделами. Это очень разные люди, но все они вызывают искреннее уважение и восхищение. Виноделие – долгий процесс, требующий большого терпения и самоотдачи. После нескольких лет постоянного общения могу сказать, что все, кто делает вино, неважно – продолжатели династий или те, кто круто изменил свою жизнь – это люди уникального человеческого качества, цельные и терпеливые. Мои гости – люди успешные, реализованные в своих сферах, всегда видят и чувствуют это. Когда я спрашиваю о главных впечатлениях, то все отмечают, что общение непосредственно с виноделом – самое ценное в наших поездках.
Именно поэтому я всегда стараюсь договориться с главным виноделом или с собственником, если это небольшое предприятие. Как бы хорошо не был подготовлен экскурсовод винодельни для массового гостя, он никогда не заменит того, кто непосредственно принимает решения и делает вино. И не важно, как винодел выглядит, наглажена ли у него рубашка, какая у него дикция и навыки общения. Мы его сами разговорим, если нужно. Я не раз наблюдала, когда совершенно непубличные технологи после двух-трех вопросов моей группы понимали, что им не надо "говорить по-писаному", что к ним приехали искренне заинтересованные люди. В эти моменты они преображаются, и мы уже общаемся на одном языке.
— Расскажите, чем ещё ваши программы отличаются от любого другого предложения на рынке винного туризма?
Моя цель – не только познакомить с отраслью, но дать людям хороший уровень комфорта, чтобы сформировать приятное впечатление о регионе в целом.
Важная часть культуры региона – это гастрономия, наши обеды и ужины проходят не просто в лучших ресторанах, а в гастрономически значимых местах. Сегодня в большинстве регионов лучшая локальная кухня формируется именно вокруг виноделен. Чаще всего владельцы виноделен – это люди с большим опытом путешествий, глубоко погруженные в культуру вина и гастрономии, они создают рестораны, которые резко выделяются на общем фоне предложения в регионе. Это не дешево, но гости получают запоминающиеся трапезы.
Я выбираю хорошие отели, с нами на трансфере всегда работают микроавтобусы Mercedes Tourist Sprinter от сертифицированных местных компаний. Всё это включено в цену тура. И тем не менее, цены моих программ конкурентные, потому что весь проект я веду сама, у меня нет штата, который нужно содержать.
Ещё одна отличительная особенность в том, что ПИТЬНАШЕТУР единственный проект, который возит в несколько винодельческих регионов. В основном винные гиды локальные, показывают место, где живут. А мне можно задать любой вопрос по любому российскому терруару – я там была, поговорить о различиях и совпадениях, увидеть комплексную картину. Это нравится моим гостям. И у них возникает желание продолжить знакомство с винодельнями России. Поэтому треть гостей были со мной в турах дважды, четверть – трижды, а некоторые едут в четвертый и пятый раз – едут смотреть новые винодельни, когда меняется наполнение тура. Качество программ стимулирует людей возвращаться в мой проект, они понимают, что в любом случае получат удовольствие, много новой информации и увидят удивительных людей. И как правило, они возвращаются ко мне с супругами или друзьями.
— Включаете ли Вы в свои туры что-то, помимо винной тематики?
— Поскольку я стараюсь дать гостям очень много информации по основной теме тура, то у нас не остается время на что-то еще. И для тех, кто желает посмотреть какие-то объекты, искупаться в море, покататься на лодке и так далее, я предлагаю взять пару-тройку дней до или после нашего путешествия.
Но там, где это укладывается в концепцию тура, я показываю гостям также объекты из смежных тем. Например, Крым – это одна из самых перспективных винодельческих зон в стране, что подтверждается древней историей виноградарства и высоким качеством почвы с точки зрения археологии. Важно это показать. В Бахчисарайском районе Крыма появилась новая винодельня Bakla Vines, расположенная в окрестностях древнего пещерного города земледельцев и виноградарей Бакла. "Джип-сафари" к нему – часть моей программы. Нашим гидом выступает владелец винодельни Виктор Процко, он глубоко увлечён этим местом. Показывает останки древних давилен для винограда, проводя параллели между древним и современным виноделием. Показывает уникальный терруар Крыма – в породе можно видеть ракушки древнего моря на высоте 300 метров над морем современным. Так мои гости понимают, насколько давние винные традиции имеет наша земля.
Долина Дона – также исторический винодельческий регион. Во время визита на старейший в регионе завод "Цимлянские Вина" мы показываем гостям виноградники и по дороге останавливаемся возле исторических зданий, связанных ещё с дореволюционным винокурением. Выезжаем на берег Цимлянского водохранилища и ищем в камешках отпечатки древних моллюсков – это сложность и ценность почв.
А ещё в Ростовской области я всегда показываю фабрику "Семикаракорская Керамика". Это единственный зарегистрированный народный промысел, родившийся в советское время, но живой, развивающийся. Я один раз привезла туда гостей, увидела какое впечатление производит общение с художниками, сколько радости от покупок. Пожалуй, это самое существенное отклонение от темы вина в моих программах. Но я не смогла удержаться, моя мама – технолог-фарфорист, для меня это эмоциональная история, детские воспоминания.
— Планируете ли вы масштабирование проекта?
— Если честно, я даже не вижу возможности для этого. Мой продукт абсолютно авторский, люди идут на меня. И только лично я могу гарантировать уровень качества. Я не вижу возможности что-то делегировать, а значит, и масштабировать. Только развивать, открывать новые винодельни, регионы, но без существенного увеличения количества программ в год. Максимально я могу сделать 6-8 туров в сезон, весенний и осенний, то есть до 15 в год.
— Гертруда, можете рассказать о ваших гостях – кто они, откуда и почему едут в винный тур?
— Изначально гости были в основном из Москвы, но с каждым сезоном растёт поток из других городов. И это говорит не только о развитии моего проекта, но и росте интереса к российскому вину в масштабах страны – это очень важно.
Большинство моих гостей работают на позициях, которые требуют непрерывного принятия решений. Для них мои продуманные комфортные путешествия это возможность переключиться, отдохнуть и хотя бы четыре дня ничего не решать.
Большая часть программ – это сборные группы, люди знакомятся в поездке. Но так как они приходят в ПИТЬНАШЕТУР по рекомендации своих друзей или из моих подписчиков, то это люди одного качественного уровня – состоявшиеся, но открытые новому, ищущие. Им интересно и комфортно друг с другом. Расстаются они уже друзьями. По каждой поездке я создаю и сохраняю чат, а потом наблюдаю, как там начинается самостоятельная жизнь. Мои гости общаются и встречаются, обсуждают вина, иногда даже путешествуют вместе без меня.
С каждым сезоном больше корпоративных гостей – тимбилдинг, поездки для ключевых клиентов, либо те, кто вместе не работает, но путешествует. Если везу людей определённой отрасли, то перед визитом предупреждаю винодельни, что может быть больше специальных вопросов, например, более технологического характера, и мне важно, чтобы был технолог.
— А как вам кажется, почему винный туризм в стране становится всё более популярным?
Сегодня винная культура в стране находится в зачаточном состоянии. Общаясь ежедневно с людьми вина, легко впасть в заблуждение, что все всё знают. Но я буквально делаю шаг "в сторону" и сталкиваюсь с людьми, которые спрашивают: "что такое тихие вина?" У меня есть опыт сотрудничества с клубом "Что? Где? Когда?" и я была удивлена, что даже эти универсально образованные люди о вине имеют очень скудные понятия и совсем не представляют, как изменилось за последние годы российское виноделие.
Поэтому формируется запрос "куда пойти учиться?", "какую винную школу выбрать, чтобы начать разбираться самому и на одном уровне общаться с кавистом в винотеке или с сомелье в ресторане?" Но продолжительное обучение в винной школе скорее для людей, которые хотят затем работать в сфере вина. К тому же оно не даёт такого понимания технологических процессов, какое получаешь на винодельне, где можно всё увидеть в действии.
Конечно, можно взять машину и самостоятельно поехать по винодельням, но вы не получите того объема информации и уровня доступа, как в группе с профессиональным гидом. Отправляясь в винный тур, люди получают системный продукт в формате выездная "винная школа".
Обычно мои программы рассчитаны на четыре дня, и все это время я нахожусь в постоянном контакте с гостями: мы обсуждаем увиденное, мне всегда можно задать любые вопросы не только в рамках поездки, но обо всем остальном – истории виноделия в нашей стране и не только, о персоналиях нашего виноделия, лайф-хаки, связанные с приобретением и хранением вина, сочетание с гастрономией, и т.д.
Мне нравится наблюдать, как меняется жизнь моих гостей и как затем они меняют среду вокруг себя. Например, в апреле этого года, по инициативе тех, кто со мной путешествовал, учрежден Клуб "Вино как искусство" в бизнес-сообществе "Атланты". Но меня удивил один факт. Гостья, рекомендовавшая меня этому клубу, на презентации сказала, что после наших путешествий, приняла для себя решение пить только российское вино, её "качество жизни" не ухудшилось. Для меня самой это был неожиданный факт – я никогда не призываю гостей моих программ отказываться от вин других стран! Но было приятно осознавать, что я имею отношение к такому развороту к нашему вину. А с клубом "Атланты" мы планируем серию дегустаций летом и осеннюю поездку на сбор урожая.
© Фото: #ПИТЬНАШЕТУРАвторский проект Гертруды Кузнецовой ПИТЬНАШЕТУР
Авторский проект Гертруды Кузнецовой ПИТЬНАШЕТУР
Авторский проект Гертруды Кузнецовой ПИТЬНАШЕТУР
— Как ваш проект принял вызовы 2022 года?
— Это был сложный год, но несмотря на трудности с логистикой, я сделала шесть программ. И одним из новых ярких результатов наших путешествий в прошлом году стала "реморализация", как я это называю.
Все мы сейчас находимся в агрессивной информационной среде. И для моих гостей буквально терапией стала встреча с людьми, стоящими на своей земле и несущими огромную ответственность перед лозой, которую они посадили, перед созревающим вином, которое уже находится на выдержке. Им некогда рефлексировать на тему "все бросить и бежать".
Когда мы в конце апреля 2022 приехали к первому виноделу, на вопрос "как вам год?" услышали: "Отличный! Зима была снежная и мягкая, возвратных заморозков не было, лоза готовится к цветению!" И так нас встречали на каждой винодельне. Это здорово переключает фокус внимания и расширяет угол обзора. Люди перестают зацикливаться на том, на что не могут повлиять, возвращаются мыслями и эмоциями к своему делу, своей жизни.
Впрочем, и до прошлого года гости говорили, что главный эффект ПИТЬНАШЕТУР не в том, что понравилось вино или удивил уровень производства на наших винодельнях. Это все важно, но главное – это восхищение людьми, с которыми мы встретились и пообщались, с "людьми дела", с теми, кто посадил свои виноградники, кто восстанавливает завод, обанкротившийся в "нулевые", кто просто бросил рутинную деятельность и созидает на земле. Когда на вопрос о рентабельности, они слышат ответ: "окупаемость будет у внуков, а я счастлив тем, что сделал то, чего раньше не было!"
Мы сейчас живем в такой реальности, что причины для гордости страной у нас либо про дела предков, либо про то, что от нас не зависит – красивая природа или русские женщины. А здесь гордость за наше "сегодня", за людей нашего времени! И это обоюдный эффект, это важно и для виноделов. Они изо дня в день делают тяжёлую работу, воспринимая ее как само собой разумеющееся. Это большой расход энергии. И общение с целой группой заинтересованных и восхищённых людей – огромная подпитка. Поэтому мне иногда бывает трудно завершить визит в намеченное время – и люди не хотят уезжать, и винодел не отпускает!
— Почему важно продвижение винного туризма и как этому можно помочь?
— Винный туризм – это уникальная подотрасль внутреннего туризма, я считаю – важнейшая. В целом, это разновидность промышленного туризма, но у него есть своя приятная особенность. Если приехать на машиностроительный завод и увидеть замечательный новый станок, то закрепить эмоции на более личном уровне нечем – станок не попробовать и друзей не угостить. А вино налил, попробовал сам, еще и ящик домой увез! Поэтому промышленный туризм на винодельни – это более яркая и оставляющая неизгладимые впечатления история. Причем история с продолжением, когда вы потом покупаете вино в своём городе и еще долго делитесь впечатлениями с друзьями и родственниками.
И здесь вопрос не столько в продвижении нашего вина, как контрпредложения в сложившейся ситуации, сколько в формировании национального сознания, национальной гордости, национальной общности. Этого всего очень много в винном туризме и это нужно продвигать.
В то же время формирование винной культуры, культуры потребления позволяет, как ни странно, снизить уровень потребления алкоголя в национальном масштабе, поскольку мы "отнимаем" людей из числа потребляющих крепкий алкоголь. Так что это и вопрос здоровья нации.
Поэтому, я думаю, государство должно уже помогать развитию винного туризма. В первую очередь – отменой ограничений рекламы и продвижения отечественного вина. Сегодня распространение информации о моих турах, о работе любого винного гида ограничено Законом о рекламе, как реклама алкоголя. И второе – стимулирование и поддержка строительства объектов туристической инфраструктуры при винодельнях. Дегустационные залы, рестораны и кафе, мини-отели и глэмпинги – всё это привлечёт дополнительных гостей в наши винодельческие регионы, в том числе и самостоятельных.
— А как вы продвигаете сейчас ваши услуги и где вас можно найти?
— Сегодня весь прирост аудитории, даже в соцсетях – это в основном "сарафанное радио". Еще один ресурс – это дегустации, которые я провожу, или мероприятия, на которых мне дают слово. Это, безусловно, очень благодарная аудитория, но привлечение новых гостей при этом идет довольно медленно. Конечно, у меня есть активный телеграм-канал, где я почти каждый день публикую личные впечатления из туров, отчёты о дегустациях, рекомендации вин и информацию о мероприятиях и скидках. Это такой "дневник эноголика".
Но самая полная и структурная информация о проекте – на сайте drinkrussiantour.com. Сейчас там уже можно найти актуальное расписание туров на осень 2023. А ещё – фотоотчеты по уже состоявшимся поездкам и личные отзывы моих гостей. Я никогда не размещаю анонимные отзывы. После каждой поездки я прошу гостей по желанию написать отзыв, но сразу предупреждаю, что мне он нужен только с если можно его опубликовать с фамилией, именем, фотографией и родом деятельности. То есть там нет условных "Маша из Москвы". Мои прекрасные "питьнашетуристы" никогда не пишут: "все было чудесно, поедем еще", а присылают трогательные эссе, от которых у меня слёзы благодарности. И бесконечно рекомендуют меня всем и везде. Такое доверие очень важно.
— Гертруда, благодарим Вас за интервью, желаем, как говорили Вам виноделы, "отличного года" в 2023-м и в дальнейшем!
© Фото: #ПИТЬНАШЕТУРАвторский проект Гертруды Кузнецовой ПИТЬНАШЕТУР
Авторский проект Гертруды Кузнецовой ПИТЬНАШЕТУР
Авторский проект Гертруды Кузнецовой ПИТЬНАШЕТУР