В России выросли продажи вина в период с января по май

© Фото: Сергей Бобылев / РИА НовостиВинотека г. Москва
Винотека г. Москва
Стимулировать продажи вина помогут консолидированные меры поддержки со стороны государства и отраслевого сообщества, так прокомментировал данные Росалкогольтабакконтроля о росте продаж вина в январе-мае 2024 года вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла, руководитель информационного центра (ИЦ) WineRetail Александр Ставцев.
По данным ведомства, за пять месяцев 2024 года виноградных вин было продано 22,77 млн декалитров (дал), что на 3,3% больше, чем за период с января по май 2023 года. Продажи игристых вин составили 8,319 млн дал (+ 13,5%), ликерных вин – 569,8 тыс. дал (+ 11,9%), сообщает Wineretail.
При этом всего в указанный период в рознице было продано 93,52 млн дал алкоголя (кроме пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи), что на 5% больше, чем годом ранее.
Стоит отметить, что потребление вина снижается по всему миру. По словам Александра Ставцева, причины для этого могут быть разными. Эксперт отметил, что в Европе уровень потребления вин молодыми поколениями снижается. В свою очередь, в Китае падение потребления вин обусловлено кризисными явлениями в экономике.
Сравнивая тенденции, вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла подчеркнул, что в России вино – это "модный" продукт, который предпочитают представители молодежи, в отличие от США, где основным потребителем считается поколение "бумеров" (60+ лет).
"У нас это символ целого образа жизни, причастности к определенному классу людей, которые пьют вино и в нем разбираются, совершают винные путешествия. Рост популярности вина связан с модой и доступностью, потому что с 2017 года ассортимент, в том числе российского вина, активно увеличивается. Расширяется его представленность в розничной торговле. В 2013-2014 году в рознице было трудно найти бутылку хорошего российского вина, выдержанного в бочке", – объяснил Александр Ставцев.
Отмечая тенденцию продаж тихих вин, Александр Ставцев подчеркнул, что, сравнивая статистические показатели, мы можем отметить небольшой рост. Кроме того, эксперт обратил внимание на значимость данной категории, назвав ее системообразующей для винного рынка.
В свою очередь, хороший рост показывают игристые вина: они растут быстрее прошлогодних объемов, – тенденцией будет постепенное сокращение дистанции между игристыми и тихими винами по объемам продаж.

"То есть у нас в какой-то момент тихие и игристые вина поделят рынок пополам. Сейчас это 2/3 тихих и 1/3 игристых. Рост идет, в том числе, за счет "банки" (вино в банках – прим.ред.). Они пока у нас не гостированы, на эту тару нет утвержденного стандарта – ГОСТа. Она не запрещена, но и не разрешена, это один из вопросов, которые сейчас решается",– прокомментировал он.

Руководитель ИЦ WineRetail признает, что вино пока не может обогнать продажи пива и водки. Однако есть несколько конкретных мер, которые могут поспособствовать качественному развитию рынка вина, в большей степени, чем количественному.
"Меры государственной поддержки по отношению к вину беспрецедентны. Самыми эффективными мерами стимулируется производство. Они пока по темпам выше, чем меры стимулирования продаж. Из мер стимулирования продаж я бы отметил ярмарки. Это показала ярмарка "Виноград" в Великом Новгороде. Также проходят Дни российских вин в торговых сетях", – напомнил глава WineRetail.
Кроме того, следует повышать осведомленность потребителей о вине. Ставцев называет два работающих ресурса: туризм и социальные сети. На данный момент, по оценке эксперта, даже в профессиональном сообществе этих знаний недостаточно.
"Я бы еще добавил важность работы ритейлеров, которые бы, наблюдая за ростом интереса потребителей к вину, тоже старались подращивать и стимулировать его, а также конкурировать по развитию винной категории. Все это в комплексе дает результат повышения продаж", – уточняет он.
Александр Ставцев также отмечает важность и необходимость информированности населения об особенностях и различиях винных регионов регионов, путях развития российского виноделия и терминологии, сформированной на базе обучения на винах других стран.

"Очень помогла бы рынку централизованная программа обучения по российскому вину. Я считаю, что нужно учить российскому вину людей, начиная от кавистов и сомелье. Также обучать нужно директоров магазинов. Важно, чтобы человек понимал, что представлено у него на полке. Можно ввести экзамены, добровольные, конечно, чтобы людям было интересно учиться, "с поощрением по итогам", например, в виде поездки по российским винодельням", – предложил он.

Еще одним фактором, способным повысить продажи, является информирование. Для более широкого распространения информации о вине стоит привлекать крупные медиахолдинги, обучив перед этим, как следует работать с темой вина. Сюда же входит системная работа с блогерами, не только с теми, кто пишет про вино. В винную историю нужно вовлекать туристические блоги, кулинарные, блоги о стиле жизни.

"Можно было бы с регионами развивать дни региональных вин, как, например, сейчас проводятся "Дни донских вин". Какие-то вещи, связанные с ярмарками и активностями в торговых сетях, можно было бы проводить совместно с регионами. В этом должен быть заинтересован сам регион, производящий вино. Есть удачные начинания на Дону и на Кубани, стоит их поддерживать и масштабировать с активным участием самих виноделов", – добавил Ставцев.

В целом, заключил он, проценты продаж необходимо увеличивать, это задача отраслевого сообщества при поддержке государства.