О поставке в Россию белорусских "вин", изготовленных из импортного "балка"
© Фото: Виталий Тимкив / РИА НовостиЦех розлива на винодельческом предприятии.
© Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости
В ситуации, которая сложилась вокруг возможной поставки в Россию вин Минского завода виноградных вин впору вспомнить выражение на латыни: "Dura lex, sed lex", – "Закон суров, но это закон."
Российское деловое издание "Коммерсантъ" в публикации "Союзный Рислинг" от 05.07.2024 привело информацию о том, что "1 июля дистрибьютор алкоголя – "Винтрейд Ритейл Групп" (ВРГ) – получил декларацию, позволяющую ему импортировать в Россию продукцию Минского завода виноградных вин (МЗВВ) под названиями "Грюнер Вельтлинер" и "Рислинг". Также ВРГ получила разрешение на ввоз производимого минским предприятием игристого вина "Глера Спуманте Экстра Драй", чье название схоже с Glera Spumante Extra Dry от итальянской винодельни Villa degli Olmi".
Федеральная саморегулируемая организация "Ассоциация виноградарей и виноделов России" обратилась к руководству МЗВВ с запросом о происхождении виноматериала, используемого при производстве продукции завода.
"Обычная мировая практика производства виноградных вин предусматривает закупку виноградных виноматериалов (балкового вина)", – сообщил в своем ответе заместитель генерального директора по экономическим и правовым вопросам МЗВВ Иван Александрович Лисовец на прямой вопрос о происхождении продукции МЗВВ. – Аналогичная практика производства вина из такого же сырья, по той же технологии <...> применяется Минским заводом виноградных вин".
Федеральная саморегулируемая организация "Ассоциация виноградарей и виноделов России" с большим уважением относится к белорусским производителям алкогольной продукции, в том случае, если их продукция и деятельность на территории Российской Федерации не противоречит законам РФ.
Согласно ст.24 п.11 и п.12 № 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии", российским производителям винодельческой продукции запрещается переработка или использование в целях производства "импортированных в Российскую Федерацию винограда, вина, в том числе вина наливом (виноматериала)…" А ст.20 п.9 того же закона, в свою очередь, говорит о том, что на территории Российской Федерации не допускается хранение, оборот, а также ввоз "винодельческой продукции, произведенной с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом, и технологических правил производства винодельческой продукции".
Продукция МЗВВ сделана из импортированных виноматериалов из стран, не входящих в Таможенный союз стран-участников ЕАЭС. Действительно, в ряде стран допускается использование импортного (балкового) виноматериала при производстве винодельческой продукции, но российским законом использование подобного "сырья" запрещено.
В свою очередь, в письме в адрес Председателя Правления АВВР Дмитрия Киселева заместитель генерального директора по экономическим и правовым вопросам МЗВВ Лисовец И.А. сообщил:
"Основной объем винодельческой продукции реализуется на внутреннем рынке Республики Беларусь. Поставка вин в адрес российских дистрибьютеров осуществляется в тестовом режиме и в незначительных объемах, так как производственные мощности предприятия ограничены. Кроме того, учитывая уплачиваемые нами таможенные пошлины при ввозе европейских виноматериалов в Республику Беларусь и рост цен на них, МЗВВ планирует прекратить производство вин на экспорт в Российскую Федерацию."
Поставки в Россию такой продукции справедливо вызывают протест отечественных производителей и противоречат государственной политике поддержки винодельческой отрасли.
"К сожалению, российское вино пока весьма скромно представлено на белорусском рынке, как правило, его просто не найти в большинстве торговых сетей и винных карт ресторанов", – отметил Председатель Правления АВВР Дмитрий Константинович Киселев – "В то же время, разливать импортный балк и использовать механизмы Таможенного Союза для обхода российского законодательства – значит подрывать многолетние усилия России по развитию собственной винодельческой отрасли, обесценивать миллиардные вложения в модернизацию питомников, закладку новых виноградников и создание новых виноделен. Подобную практику со стороны наших белорусских коллег мы считаем категорически неверной."