Вино и искусство: Архитектура, вино и человек – новое триединство

© Фото: Винодельня КриницаЗдание "Винодельни Криница"
Здание Винодельни Криница
Что общего у вина и архитектуры? И то, и другое требует времени, внимания к деталям, памяти о традиции и смелости взгляда вперед. Сегодня архитектура винодельни – это не только форма, но и голос: она рассказывает о философии производства, о характере региона, о ценностях основателей проекта.
Проекты в Крыму, Краснодарском крае и других южных регионах демонстрируют трансформацию традиционных виноделен в современные культурно-производственные кластеры, сочетающие промышленные функции с образовательными, рекреационными и выставочными пространствами. Проведенные всесоюзные конкурсы ярко показали потребность в качественно новых решениях, учитывающих как специфику климатических условий, так и необходимость создания узнаваемого архитектурного облика, подчеркивающего региональную идентичность.
В связи с этим встают вопросы: почему винодельня сегодня должна быть не только функциональной? Как пространство влияет на восприятие вкуса? Можно ли передать философию вина через бетон, стекло и свет? Какие виды архитектуры винодельческих комплексов существуют в России?
В этом материале цикла "Вино и искусство" мы вместе с молодым архитектором Дарьей Третьяковой, выпускницей Московского архитектурного института (МАРХИ), автором исследовательской работы "Современные тенденции винодельческих комплексов", попробуем разобраться, как архитектура стала частью вина, и как вместе с ней формируется впечатление от продукта.
© Фото: Дарья ТретьяковаДарья Третьякова, выпускница Московского архитектурного института (МАРХИ)
Дарья Третьякова, выпускница Московского архитектурного института (МАРХИ)
Дарья Третьякова, выпускница Московского архитектурного института (МАРХИ)

Как меняется функция винодельни: от утилитарного объекта к культурному пространству

Винодельня перестает быть просто местом, где делают вино. Сегодня она все чаще становится сценой – и для вкуса, и для истории, и для человека. Этот сдвиг – не просто модная тенденция. Это результат фундаментальной трансформации роли вина в культуре: из бытового напитка – в культурный маркер.
Дарья подчеркнула, что туристическая составляющая современных винодельческих комплексов претерпела особенно заметную трансформацию – из второстепенной функции она превратилась в ключевой элемент экономической модели.
© Фото: WINEPARKWinePark
WinePark
WinePark
В архитектуре элементы маркетинга отражаются буквально: если раньше проект винодельни подчинялся логике технологических процессов, то теперь здание – часть имиджа, атмосферы и философии бренда. Его воспринимают глазами, телом, ощущением света, воздуха, звука. А значит, в современных реалиях проектировать винодельню – это создавать пространственный опыт, в который человек входит как в драматургию.
Дегустационные залы становятся пространствами для общения, музеи – для контекста, рестораны – для тематического прочтения кухни, а винодельня в целом – для путешествия. Архитектура теперь должна не только “функционировать”, но и вдохновлять, удивлять, запоминаться.
Современная винодельня – это не завод, а культурный организм, в котором соединяются ландшафт, вкус, воздух, свет, звук и человек. Это своего рода перформанс архитектуры, где здание говорит с гостем до первого глотка и остается в памяти надолго после.
© Фото: "Скалистый Берег"Винодельня "Скалистый берег" (Краснодарский край)
Винодельня Скалистый берег (Краснодарский край)
Винодельня "Скалистый берег" (Краснодарский край)
В свою очередь, эволюция архитектуры винодельческих комплексов отражает более глубокие изменения в нашем отношении к вину – от утилитарного продукта к сложному феномену. Современные проекты демонстрируют удивительный синтез традиций и инноваций: древние методы виноделия соседствуют с роботизированными линиями, а многовековой опыт работы сочетается с новейшими экологическими технологиями.
Подобная архитектурная типология продолжает активно развиваться, предлагая все новые ответы на вызовы времени – от изменения климата до цифровой трансформации. Будущее винодельческой архитектуры, вероятно, будет связано с дальнейшей интеграцией смарт-технологий и созданием еще более тесной связи между производством, природой и культурным опытом.

Архитектурные тенденции и стилистические приемы

Архитектурные решения винодельческих комплексов рубежа XX-XXI веков на территории Европы, Америки и России подверглись всестороннему анализу с использованием широкого спектра проектной документации – от генеральных планов и ситуационных схем до детальных чертежей фасадов и разрезов. Исследование Дарьи Третьяковой позволило выявить кардинальные изменения в подходе к проектированию подобных сооружений в указанный период.
На структурно-планировочном уровне наблюдается переход от жесткого функционального зонирования к более гибким пространственным решениям, где производственные процессы органично сочетаются с рекреационными и образовательными функциями. В области материаловедения отмечается расширение традиционной палитры – наряду с классическим камнем и деревом активно используются современные композитные материалы, архитектурный бетон со специальными свойствами, структурное стекло и металлические конструкции новых поколений. При этом особое внимание уделяется экологичности применяемых решений – от выбора локальных строительных материалов до внедрения энергосберегающих технологий и систем ресайклинга.
На основе анализа ключевых проектов последних десятилетий автор исследования выделила несколько устойчивых тенденций, определяющих развитие архитектурных винодельческих комплексов:
  1. Подчинение рельефу.
  2. Дифференциация подходов к размещению.
  3. Приоритет общественной функции.
  4. Стилевое разнообразие.
Таким образом, в архитектурном формообразовании выделяются пять ключевых направлений, которые можно увидеть в подготовленных Дарьей Третьяковой материалах.
Современные тенденции архитектуры винодельческих комплексов. Работа Дарьи Третьяковой.jpg
8.89 Мб

Органическая архитектура

Винодельни, вырастающие из земли: камень, дерево, рельеф — все подчинено задаче не нарушить природную ткань, а продолжить ее. Такие здания не выделяются, они присутствуют.
Здание винодельни «Гай-Кодзор» – с его монолитными фасадами, погребом, размещенным под зданием винодельни и зеленой кровлей, растворяющейся в терруаре. Или как Antinori nel Chianti Classico — будто скрытая под склоном тосканского холма, с виноградниками на крыше.
© Фото: Гай-Кодзор
Винодельческое хозяйство Гай-Кодзор
1/3
© Фото: Гай-Кодзор
Винодельческое хозяйство Гай-Кодзор
2/3
© Фото: Гай-Кодзор
Винодельческое хозяйство Гай-Кодзор
3/3
1/3
2/3
3/3
Энергетическая эффективность также является важным компонентом органической архитектуры. Винодельни могут использовать солнечные панели для генерации электроэнергии, системы сбора дождевой воды для орошения виноградников и геотермальное отопление для поддержания комфортного климата внутри зданий.
© Фото: Antinori nel Chianti
Винодельня Antinori nel Chianti Classico
1/2
© Фото: Antinori nel Chianti
Винодельня Antinori nel Chianti Classico
2/2
1/2
2/2

Биоморфизм

Когда архитектура вдохновляется природными формами: волнами, листом, лозой. Один из самых узнаваемых примеров – винодельня Bodegas Ysios в Испании, спроектированная Сантьяго Калатравой: фасад напоминает гребень гор, динамику лозы и движение волны одновременно. Это не просто красивая форма – это метафора.
© Фото: vivino.com
Хозяйство Bodegas Ysios
1/2
© Фото: restoclub.ru
Хозяйство Bodegas Ysios
2/2
1/2
2/2

Историзм

Возврат к локальным традициям, переосмысление культурного наследия. Не как музей, а как живая ткань. В хозяйстве Cantina Petra архитектор Марио Ботта создает здание с арками и центральным двором – отсылая к тосканским аграрным постройкам, но насыщая их современными материалами и технологией. Такой подход особенно важен в исторических винодельческих регионах, где архитектура – продолжение истории земли.
© Фото: petrawine.it
Винодельня Cantina Petra
1/4
© Фото: petrawine.it
Винодельня Cantina Petra
2/4
© Фото: petrawine.it
Винодельня Cantina Petra
3/4
© Фото: petrawine.it
Винодельня Cantina Petra
4/4
1/4
2/4
3/4
4/4

Минимализм

Чистые линии, бетон, стекло. Максимум смысла — минимум формы. Этот язык особенно силен в новых винодельческих регионах – от Долины Напа в Калифорнии до виноградо-винодельческого района Анапа в России (от Напы до Анапы). Так, в «Гай-Кодзоре» форма исчезает, оставляя на переднем плане вкус, свет, воздух: она становится прямой, простой, но и сложной одновременно. Архитектура уходит в фон, становясь пространством тишины, где главное – вино. Чистота формы – чистота процесса.
© Фото: Гай-Кодзор
Винодельческое хозяйство Гай-Кодзор
1/2
© Фото: Гай-Кодзор
Винодельческое хозяйство Гай-Кодзор
2/2
1/2
2/2
Архитектор винодельни Николай Переслегин сознательно отказался от сложных форм, сделав акцент на плоских фасадах из монолитного бетона с текстурой деревянной опалубки, которые визуально "укореняют" здание в земле, ленточном остеклении, создающем эффект невесомости верхнего уровня, открытой планировке, где пространства перетекают друг в друга, а границы между производством и зоной для гостей остаются прозрачными.

Цитирование

Игра с контекстом, когда здание говорит с историей, но современным языком. Это путь испанского хозяйства Marqués de Riscal, где архитектор Фрэнк Гери создал символ винодельни XXI века: титановая лента, как вино, обвивает старинный каменный корпус XIX века. Или Dominus Estate, где традиции Калифорнии трансформируются в габионные стены, пропускающие свет и воздух, но остающиеся минималистичными до молчания.
© Фото: Marqués de Riscal
Marqués de Riscal
1/2
© Фото: Dominus Estate
Dominus Estate
2/2
1/2
2/2
Современное цитирование эволюционирует от простого копирования к интеллектуальному диалогу. Материалы становятся носителями культурного кода – местный камень, традиционная черепица или узнаваемые силуэты переосмысливаются через параметрический дизайн и новые технологии.