В Республике Дагестан взят курс на развитие питомников, стабильный прирост площади виноградников и освоение новых рынков сбыта

© Фото: derbentwine.ruВиноградники "Дербент Вино" зимой
Виноградники Дербент Вино зимой
Генеральный директор "Дербент Вино" Эмиль Омаров в интервью РБК ТВ Юг рассказал о потенциале республики, проблемах и трендах виноделия.
Одной из основных сложностей стало принятие рядом европейских стран ограничительных мер в отношении Российской Федерации. В частности, это закупка оборудования, есть проблемы по ввозу энологических препаратов. Но виноделы республики научились решать такие проблемы: частично перешли на отечественное и китайское оборудование и уже и используют его в работе. Сейчас "Дербент Вино" активно ведет переговоры по приобретению новой линии розлива китайского производства.

Сейчас активно развивается внутреннее создание питомников. Мы сделали такой объект и на сегодня полностью можем обеспечить себя посадочным материалом, получить субсидию на него в полном объеме. Если вы привезете, к примеру, саженец из Европы, вы не получите субсидию. Так государство подталкивает российских предпринимателей, виноделов, виноградарей к созданию собственной питомнической базы. Это, можно сказать, новый тренд в отрасли виноградарства и виноделия – создание своей новой базы по выращиванию саженцев", – поделился Эмиль Омаров.

Также генеральный директор "Дербент Вино" рассказал о планах по расширению площадей виноградников. Сейчас площадь виноградников в Дагестане составляет чуть более 26 тыс. га. Но Эмиль Омаров уверен, что такими темпами развития, как развивается Дагестан в плане виноградарства, Дагестан сможет вполне легко вернуться к показателям Советского Союза (72 тыс. га). В совокупности, предприятия сажают не менее 1,5 тыс. га за год.

Я надеюсь, что мы выйдем на показатели по валовому сбору винограда, такие же, какие были в Советском Союзе. А учитывая, что сейчас применяются новые технологии, и мы можем получить с относительно меньшего количества земли большее количество винограда. Возможно, к 2035 году мы не только догоним показатели Советского Союза, но и перегоним их".

Помимо закладки новых виноградников, компания "Дербент Вино" инвестирует и в предприятия по переработке винограда, которые в данный момент находятся на последнем этапе реализации. В прошлом году винодельня приняла на переработку 20 тыс. т винограда, в этом планируется принять уже 30 тыс. Компания расширяет емкостной парк, также ведет переговоры по покупке непрерывного пресса по приемке винограда. Общий объем инвестиций составляет около 400 млн руб.

Мы аккуратно, поэтапно расширяем свое производство. Каждый год мы наращиваем свои производственные мощности. Если в прошлом году компания приобретала два периодических пресса стоимостью примерно 40 млн руб., то в этом году был куплен непрерывный пресс, что тоже составляет примерно 40 млн руб., но по тоннажу он больше. Мы движемся к своей цели, которая позволит нам принять и переработать 30, а может даже и больше, тысяч тонн винограда", – рассказал Эмиль Омарович.

После сокращения поставок многими европейскими производителями и изменения логистических цепочек, которые перестали линейно работать, изменился объем наполнения рынка продукцией. Соответственно, встал вопрос о том, способны ли российские производители восполнить этот объем.
С нововведением в законодательном регулировании, которое вступит в силу с 1 мая 2024 года, можно будет сказать, что импорт сократится. Но первые результаты возможно будет оценить только к концу года. По оценке экспертов компании, российские виноделы покрывают 50-60% рынка. Эмиль Омаров высказал устойчивую уверенность в том, что если говорить об отрасли в целом, то в ближайшие 5-10 лет российские производители смогут покрыть 100% рынка российской винодельческой продукцией.
В ответ на вопрос корреспондента об увеличении спроса на российское вино, руководитель "Дербент Вино" ответил:

Да, наше вино с каждым годом в плане продаж прирастает, и уже чувствуется, что российский потребитель больше отдает предпочтение качественному местному вину. Поэтому мы видим это и по нашим продажам, по выставкам, где мы регулярно участвуем. Отечественному потребителю интересно, как производится российское вино, где его делают. Туристы очень часто приезжают к нам на винодельню. Потом они дальше распространяют эту информацию. Поэтому, на наш взгляд, российское вино в тренде.

Но российское вино востребовано не только на внутреннем рынке, так компания "Дербент Вино" поставляет продукцию в Беларусь, Казахстан и Узбекистан. Но, если в 2022 году поставки в Беларусь составили 25 тыс. бутылок, то в 2023 году уже 300 тыс. бутылок. Что касается экспорта в дальние страны, то в настоящий момент винодельня прорабатывает вопрос сотрудничества и с Китаем, и с другими дружественными странами.
Параллельно с развитием виноделия наметился и значительный рост интереса потребителя к изучению регионов и работе предприятий, увеличился поток туристов и в Дагестане, которые интересуются вином и с энтузиазмом посещают винодельни. Энотуризм – хороший инструмент развития и продвижения винодельческой продукции. В прошлом году около 11 тыс. туристов посетило "Дербент Вино", что на 10% больше относительно показателей позапрошлого года. В 2024 году компания надеется, что эти показатели будут больше.
"Дербент Вино" активно участвует в региональных и всероссийских фестивалях, привлекая все больше посетителей, которые знакомятся с продукцией винодельни. Так, в 2023 году на территории завода "Дербентской винодельческой компании" прошел фестиваль "Ночь заводов", который посетило около 400 туристов. Компания проводит экскурсии с посещением виноградников, обедами на винодельне, развивает арт-направление – коллаборации с представителями искусства, выдает гранты молодым художникам, на территории завода размещены арт-объекты, которые пользуются активным спросом у российских туристов.