На пленарном заседании на Wine Retail Week обсудили баланс интересов государства, ритейла и потребителя

© © Фото: АВВРVIII Конгресс современной виноторговли Wine Retail Week на Неделе российского ритейла, 2-5 июня 2025 г.
VIII Конгресс современной виноторговли Wine Retail Week на Неделе российского ритейла, 2-5 июня 2025 г.
На неделе российского ритейла 4 июня в Центре международной торговли в рамках Недели российского ритейла состоялась сессия "Вино в контексте алкогольного рынка России. Курс государства и стратегии бизнеса".
Мероприятие собрало ведущих экспертов, представителей органов власти и бизнеса для обсуждения актуальных трендов, инициатив регулирования и стратегий продвижения российских вин на внутреннем рынке.
Модераторы:
  • Президент Союза сомелье и экспертов России, партнер "РБК Вино" Артур Саркисян,
  • Вице-президент Российской Ассоциации экспертов рынка ритейла, руководитель ИЦ WineRetail Александр Ставцев.
Спикеры:
  • Никита Кузнецов, директор Департамента развития внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
  • Александр Коробутов, заместитель директора Департамента таможенной политики и регулирования алкогольного и табачного рынков Минфина России
  • Ирина Федина, заместитель директора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
  • Петр Ефремов, исполнительный директора Ассоциации виноградарей и виноделов России
  • Полина Якуба, начальник Аналитического управления Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками
  • Елена Саратцева, заместитель руководителя Роскачества
  • Анна Коростелева, начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Федеральной таможенной службы России
  • Елена Самодурова, директор департамента клиентского сервиса потребительской панели ICMR (ООО "ГФК-Русь").
Открыла сессию Елена Самодурова, директор департамента клиентского сервиса потребительской панели ICMR (ООО "ГФК-Русь"). Она представила анализ потребительских предпочтений на винном рынке. Самодурова отметила, что 2024 год был особенным. Несмотря на рост цен на импортное вино, отечественные производители усилили свои позиции. Этому способствовали колебания цен, увеличение числа российских виноделен, поддержка государства и развитие внутреннего туризма.есмотря на рост цен на импортное вино, отечественные виноделы укрепили позиции, чему способствовали не только колебания цен, но и увеличение числа российских виноделен, поддержка со стороны государства и развитие внутреннего туризма.

"Белое вино стало главным драйвером рынка, — отметила спикер. — Оно перетягивает потребителей из других сегментов и уверенно растёт. В отличие от фруктовых вин, популярность которых снижается, белое вино выигрывает за счёт новых моделей потребления и ассоциаций", — подчеркнула Самодурова.

Особое внимание в ее исследовании было уделено изменяющемуся поведению покупателей: сегодня вино всё чаще выбирают не только для традиционных поводов — семейных встреч или праздников — но и для повседневных ситуаций, таких как "расслабление в конце дня". Также эксперт акцентировала внимание на том, как изменилось восприятие российского вина среди самих потребителей.

"Ещё несколько лет назад внутренний винный туризм казался экзотикой, сегодня же всё больше людей открывают для себя отечественные винодельни и с удовольствием остаются там на отдых — вместе с вином они открывают культуру, гостеприимство и территорию."

Заместитель директора департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Ирина Федина в своем выступлении уделила внимание ключевому ресурсу отрасли — отечественному винограду. Как отметила спикер, несмотря на сложные погодные условия последних лет, включая весенние заморозки, дожди и короткий вегетационный период 2025 года, урожай винограда в России продолжает расти.

"То, что закладывалось 4–5 лет назад, сегодня вступает в плодоношение. На 2024 из общего числа виноградников 86% — плодоносящие, которым в среднем около 20 лет, а значит — они дают отличное сырьё для качественного вина", — подчеркнула Федина.

По итогам прошлого 2024 года, Россия собрала рекордные 908 тысяч тонн винограда — лучший показатель в современной истории. Из них было произведено около 95 миллионов декалитров виноматериала, что позволяет обеспечить как розничную торговлю, так и сегмент HoReCa стабильным объёмом вина отечественного производства. Ирина Анатольевна акцентировала внимание и на позитивной динамике производства винной продукции:
  • общий рост производства вина составил – +14%;
  • рост по тихим винам – +9%;
  • по игристым винам – +4%;
  • по ароматизированным винам – +3%.

"Всё это говорит о том, что у России есть прочная сырьевая база. Наши винодельни способны производить достаточно вина высокого качества, чтобы покрывать растущий спрос как со стороны торговли, так и конечного потребителя", — заключила представитель Минсельхоза.

На сегодня российские вина занимают около 58,5% по объёмам продаж на внутреннем рынке. По оценке Ирины Фединой, этот показатель будет стабильно расти при продолжении господдержки и устойчивом развитии отрасли.
В рамках сессии Елена Саратцева, заместитель руководителя Роскачества, представила результаты недавних аудитов, посвящённых доле российского вина в ассортименте крупных сетей. По её словам, в федеральных супермаркетах "лидерские" показатели доли отечественной продукции по тихим винам достигают 40-50 %, а по игристым — порядка 30 %, что существенно выше средних цифр по рынку.

"Российское вино сегодня не воспринимается просто как локальный товар: мы видим, что покупатели в федеральных сетях всё активнее выбирают именно отечественные бренды. При этом в регионах ситуация может отличаться, но в целом по ключевым игрокам–рейтейлерам динамика однозначно положительная", — подчеркнула Саратцева.

На экране были приведены примеры трёх механизмов, с помощью которых ритейлеры выделяют категорию "Российское вино" в торговом зале:
  1. Выделение POSM (POS-материалы — ценники, шелфтокеры, воблеры с логотипами "Вино России").
  2. Торцевая выкладка (экспозиционные стенды на концах проходов, привлекающие внимание покупателей к национальным маркам).
  3. Разделение на группы (выделение "российского багажа" отдельной полкой или секцией, чтобы проще ориентироваться в ассортименте).
В ходе презентации Саратцева представила результаты аудитов по пяти федеральным сетям — "Перекрёсток", SPAR, "Мираторг", "Супер Лента" и "Азбука Вкуса". Доля российского вина в общем ассортименте по SKU и итоговый "балльный" рейтинг сетей (по методике Роскачества) распределились следующим образом:
  • Перекрёсток – 21,3 %
  • SPAR – 18,85 %
  • Мираторг – 16,34 %
  • Супер Лента – 10,30 %
  • Азбука Вкуса – 6,30 %

"Российское вино сегодня не воспринимается просто как локальный товар: покупатели всё активнее выбирают именно отечественные бренды", — отметила Саратцева.

Исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России (АВВР) Петр Ефремов, в своём выступлении сообщил о текущем статусе реализации положений Федерального закона № 468 "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации", а также рассказал об отдельных инициативах, направленных на развитие правового регулирования виноградарства и виноделия.
Особое внимание спикер уделил Территориальному делению виноградопригодных земель в Российской Федерации, отметив, что к настоящему времени Ассоциацией виноградарей и виноделов России в Территориальное деление включены: 18 виноградо-винодельческих зон (ВВЗ), 11 виноградо-винодельческих районов (ВВР) и 11 терруаров (ВВТ).
К настоящему времени выполнена паспортизация виноградников – сбор данных и включение виноградников в Федеральный реестр. В текущем году начата инвентаризация виноградных насаждений, которую проведет Россельхознадзор. Проверка покажет, соответствуют ли фактические данные реестровым.
Исполнительный директор АВВР отметил, что на данный момент в правоприменительной практике отсутствует единообразный подход к использованию наименований географических объектов при маркировке винодельческой продукции.
Актуальность данного вопроса обусловлена, в том числе вступлением в силу в июле 2025 года поправки к статье 15.37 ГК РФ, устанавливающей ответственность за использование знаков охраны географических указаний, не зарегистрированных Роспатентом.
Одним из самых обсуждаемых вопросов года стала дистанционная продажа алкоголя. Профессиональным сообществом обождались две модели:
  1. Модель "маркетплейс", где есть площадка, которая обеспечивает доставку через пункты выдачи потребителю.
  2. Модель "от производителя к потребителю" (B2C): схема, в рамках которой винодельня сама получает возможность отправлять свою продукцию по почте или через курьерские службы покупателю.
Ефремов Петр обозначил позицию АВВР о приоритетности второй модели, а также подчеркнул, что разрешение такой дистанционной продажи должно распространяться исключительно на вина, маркированные эмблемой (знаком) "Вино России".
Наконец, Ефремов коснулся темы энотуризма и связанных с ней вопросов размещения объектов недвижимости в границах виноградных насаждений. По ныне действующему Земельному кодексу (статья 79) территории виноградных насаждений относятся к "сельскохозяйственным угодьям", на которых не разрешается возводить объекты недвижимости. Из-за этого винодельни, которые инвестируют в инфраструктуру для туристов, не могут строить новые объекты.
Представляется целесообразным в этом вопросе определять площадь размещаемых виноделен, например, исходя из площади виноградного насаждения, в которых планируется их разместить. А площадь объектов энотуризма – исходя из количества кустов винограда в плодоносящем возрасте.
Также во время дискуссии спикеры коснулись еще ряда насущных проблем. Полную версию видеозаписи можно будет посмотреть после окончания Недели Российского Ритейла в телеграм-канале WineRetail.
Среди выступающих также были: Никита Кузнецов (Минпромторг РФ), Александр Коробутов (Минфин РФ), Полина Якуба (РАТК), Анна Коростелева (ФТС России).
VIII Конгресс современной виноторговли Wine Retail Week на Неделе российского ритейла, 2-5 июня 2025 г.
На Wine Retail Week обсудили будущее виноторговли