Интервью с сомелье: Екатерина Дегтярева о профессии, ответственности и языке российского вина

Екатерина Дегтярева, преподаватель школы вина Fort Wine, DipWSET, Weinakademiker
© Фото: Екатерина Дегтярева
Екатерина Дегтярева – одна из самых системных и при этом интуитивных фигур российского винного сообщества. За последние полгода она выиграла сразу два знаковых профессиональных соревнования: слепую дегустацию DROPREADERS и национальный чемпионат Wine People Throphy Russia.
В августе Екатерина стала еще и десятым обладателем звания Weinakademiker* в России — одной из самых сложных и престижных винных квалификаций в мире.
В большом интервью с Екатериной Дегтярёвой — о технике и нервной системе конкурсов, о маркерах российской терруарности, о мифах, которые пора развенчать, и о том, как профессиональное упрямство, дисциплина и умение слушать вино иногда оказываются важнее любых титулов.
— Скажите, победа на Wine People Trophy Russia 2025 – это про технику или про нервную систему? Было ли какое-то одно решение, которое помогло победить в финале?
— Чтобы дойти до финала нужно владеть теоретической базой, практикой дегустации, механикой сервиса, и, конечно, уметь держать нервы под контролем, чтобы они не мешали голове и рукам работать.
В финале Wine People Trophy Russia сцена превращается в импровизированный ресторан, где от участника требуется не только профессионализм, но и гибкий ум, и даже актерское мастерство, чтобы быстро и точно реагировать на самые разные задания.
На третий год выступления в финале мне было заметно проще, чем в первый. Я уже понимала, чего ожидать, хотя, все равно нервничала, но скорее из-за ответственности перед собой и залом. Самым полезным решением оказалось просто расслабиться и позволить себе получить удовольствие от происходящего.
— На конкурсе DROPREADERS вы победили в слепой дегустации. Как выглядит ваш алгоритм "слепоты" и где в нем место интуиции?
— Алгоритм слепой дегустации хорошо известен: внешний вид, аромат, вкус и анализ всех этих параметров, которые ты считываешь органами чувств. В белых винах я обращаю внимание на характер кислотности, а в красных – на поведение танинов. Первое впечатление я обязательно фиксирую и формулирую гипотезу о вине, но возвращаюсь к ней только в том случае, если аналитические данные её подтверждают. Интуиция важна, но она должна опираться на факты.

Финал конкурса по слепой дегустации Dropreaders 2025
© Фото: Екатерина Дегтярева
— Конкурс Wine People Trophy Russia посвящён российским винам. Какие терруарные и стилистические маркеры сомелье уже сегодня должен уметь узнавать?
— Российское виноделие все еще находится в стадии формирования собственного стиля. Российская ассоциация сомелье уже составила перечень сортов, которые профессионалы обязаны знать.
Климат Краснодарского края и Крыма заметно влияет на характеристики вин: например, из-за тепла белым винам иногда не достает кислотности, как в случае с Рислингом. Чтобы сохранить баланс, виноград нередко собирают раньше оптимальной зрелости.
С красными сортами дела обстоят лучше. У нас есть автохтонные сорта с яркой идентичностью, например, Красностоп Золотовский. В Долине Дона он более минеральный, на Кубани – более фруктовый, но практически везде отличается высоким уровнем танинов.
Кроме того, у России богатая история производства качественных крепленых вин – важны не столько терруарные особенности, сколько технологии и традиции.

Тур по винодельням Дагестана с Артуром Саркисяном в рамках Wine People Trophy Russia 2025
© Фото: Екатерина Дегтярева
— Вы работаете в компании FORT Wine, компании со столичным ритмом и плотным ассортиментом. В портфеле компании также есть и несколько российских виноделен и вы хорошо знаете их продуктовые линейки. Было ли в вашем опыте какое-то вино, которое заставило вас пересмотреть подход к позиционированию российских вин?
— В портфеле FORT Wine действительно широкий выбор вин из разных стран, включая Россию. Среди игристых я бы отметила линейку Fanagoria Primum Alveus – свежие, минеральные вина, выполненные по классической технологии, с минимальной выдержкой на осадке три года. А винтаж 2017, ко всему прочему, взял Гран-при на Кубке АВВР в этом году!
Из тихих вин очень нравится белое LeGato Chardonnay (проект в Долине Лефкадия, Краснодарский край – прим. ред.) за элегантность, сливочность и аккуратный штрих бочки. Эти вина достойно представляют Россию в винных картах ресторанов.

Победа на конкурсе Wine People Trophy Russia 2025
© Фото: ASWineGuide
— Что важнее в подготовке к конкурсу: сервис или теория?
— Официальный конкурсный сезон 2025 года закрыт, но для тех, кто нацелен на 2026-й, подготовка идёт полным ходом. Мне повезло: я работаю, тренируюсь и даже отдыхаю в кругу лучших российских специалистов, заряженных на личный и профессиональный рост. Это мотивирует лишний раз повторить теорию.
Если до конкурса больше трех месяцев – делайте упор на теорию, систематизируйте знания, пишите карточки для запоминания. "Слепую" (имеется в виду дегустация – прим.ред.) не бросайте – рецепторы должны быть всегда в тонусе.
За пару месяцев начните тренировать сервис, а за месяц до конкурса задания по сервису должны стать ежедневной практикой. И, конечно, важно поставить перед собой цель и последовательно идти к ней.
— Какой один миф о российском вине вам бы хотелось опровергнуть публично?
— Миф, что российское вино – это синоним низкого качества и исключительно простых, дешёвых напитков. Периодически встречаются люди, которые принципиально не готовы этот стереотип пересматривать. Доказать можно только одним способом – дать попробовать действительно качественное российское вино.
— А какой миф вы бы оставили – просто потому, что он работает на имидж?
— Миф о том, что российское вино не похоже на "мировую классику". Он формирует восприятие российского вина как уникального продукта.
Но на рынке есть немало образцов, которые в слепой дегустации легко спутать с винами Старого и Нового Света. Разнообразие стилей – наша сила.

Екатерина Дегтярева во время учебы в Австрийской винной академии. Виноградники в г. Руст, Бургенланд, Австрия
© Фото: Екатерина Дегтярева
— Если бы вы консультировали молодое хозяйство, что посоветовали бы сделать в первую очередь, а что запретили?
— В первую очередь – детально изучить терруар: почвы, микроклимат, инсоляцию, рельеф. Это база для осознанного выбора сортов и стратегии виноградарства.
Любой профессионал знает, что качественное вино начинается с виноградника, поэтому особое внимание стоит уделять качеству винограда – в том числе покупного – и строгой гигиене производства.
Вместо экспериментов с десятком разных стилей, лучше сосредоточить ресурсы на двух-трех ключевых винах. Это поможет молодому хозяйству сформировать понятный профиль и быстрее заработать репутацию.
— Чем вы увлекаетесь помимо вина и помогает ли это в профессии?
— Йога помогает мне замедлиться в быстром ритме жизни и дышать ровно – это особенно важно в нервной конкурсной среде. Поддержание хорошей физической формы для меня часть профессии.
Со школы я изучаю иностранные языки – при работе с вином этот навык очень важен. Почти все профессиональные источники – на английском, без него невозможно международное образование. Но в вино я пришла через французский и он до сих пор очень помогает мне в работе. Люблю читать, хотя в последние годы в руки чаще попадает профессиональная литература.
— Есть ли аромат из детства, который вы интуитивно узнаете в бокале или ассоциативно привязываетесь к нему?
— Я очень хорошо помню аромат вяленых бананов в упаковках, которые иногда приносил папа. Эту ноту я нахожу в задубленных (излишняя выдержка в дубовых бочках – прим.ред.) калифорнийских Шардоне и в красной выдержанной Риохе.
— Как вы поддерживаете свое ментальное и физическое здоровье? Какие привычки Вам помогают?
— Стараюсь много двигаться, ходить не менее 10000 шагов в день на свежем воздухе и придерживаться БМПП ("более-менее правильное питание" – смеется). Очень важно находить время на отдых, в том числе от своей основной темы.
Я закончила школу с золотой медалью, делала много конспектов, придумывала мнемотехники для запоминания текстов – эти методы до сих пор помогают в подготовке к конкурсам.
Инженерное образование закрепило технический склад ума и умение структурировать информацию. Сейчас я преподаю в нескольких винных школах и использую системный подход, который позволяет понятно объяснять ученикам сложные темы.
— Какая книга, фильм или музыка лучше всего отражают вашу философию жизни?
— Моя любимая книга – "Два капитана" Вениамина Каверина. "Бороться и искать, найти и не сдаваться" – близкая мне философия жизни. Для меня важна не только цель, но и сам путь – процесс движения и роста. Каждый достигнутый рубеж – это старт для нового поиска и развития.
— Как вы понимаете, что растете — по каким внутренним маркерам, не связанным с победами в конкурсах?
— Мне кажется, мы растем не в момент победы, а в процессе ее достижения. Ошибки, поражения, то, как мы их проживаем и какие выводы делаем – все это тоже рост. У меня не самый большой соревновательный бэкграунд, но каждый конкурс приносит опыт.

Диплом и значок Weinakademiker (Австрия)
© Фото: Екатерина Дегтярева
— Недавно вы стали Weinakademiker (Винный академик). Это большая работа, поздравляем Вас! Какую тему вы выбрали для исследования и к каким выводам пришли?
— Да, спасибо большое! Тему я выбирала самостоятельно и сформулировала ее так: "Krasnostop grape variety – а vain or wine hope?" Дословно – "Сорт винограда Красностоп – тщетная или винная надежда?". Австрийцы ценят игру слов.
Ответ на этот вопрос потребовал двух с половиной лет сбора и анализа материала для дипломного проекта. Мне было важно представить тему российского вина международному профессиональному сообществу: Master of Wine, Винным академикам и экспертам. Кроме того, мне самой хотелось понять, есть ли в России уникальный узнаваемый сорт или стиль, способный стать ее винной визитной карточкой?
Сегодня доказано, что Красностоп Золотовский – донской автохтон. Сорт сложный и требовательный как на винограднике, так и на винодельне. Благодаря его широкой представленности на рынке у меня была возможность через дегустацию и аналитику найти общий знаменатель и дать профессиональное описание винам.
За почти три года я изучила Красностоп во всем его многообразии: разные регионы, стили, ценовые сегменты, возраст, общение с виноделами и экспертные дегустации.
Главный вывод – в умелых руках Красностоп дает вина высокого качества с большим потенциалом: самобытные, порой с непростым характером, но с той самой теплотой и глубиной, что созвучны, как мне кажется, широкой русской душе.

Екатерина Дегтярева во время получения диплома с директором Weinakademie Österreich Dr. Josef Schuller MW (Австрия)
© Фото: Екатерина Дегтярева
*Weinakademiker (Винный академик) присуждается Австрийской винной академией (Weinakademie Österreich) выпускникам программы WSET Diploma, успешно защитившим исследовательскую работу на международном уровне. Академия сотрудничает с ведущим винным вузом Германии – Geisenheim University (университет Гейзенхайм, Германия), – предоставляя возможность части курсов и практических занятий проходить на кампусе университета. Университет Гейзенхайма знаменит в том числе селекционной работой, включая создание новых сортов винограда и улучшение существующих. Ученые используют генетику, геномику и биотехнологии, чтобы повышать качество и устойчивость к болезням (прим. ред.)



































































