Этикетки эпохи: в "Винном парке" в Крыму открылась выставка этикеток периода советского виноделия
© Фото: WinePark Выставка "История российского виноделия в этикетках" (WinePark)
© Фото: WinePark
Уникальную коллекцию этикеток советского периода собрал основатель дизайн-студии UNIQA Алексей Якушик. Первые этикетки Советского шампанского, редкие экземпляры наследия эпохи и самобытные решения советских дизайнеров можно увидеть на экскурсионном маршруте по винодельне WINEPARK в Крыму.
"В первую очередь за эту коллекцию следует поблагодарить агентство UNIQA, которое не только с особой скрупулезностью собирало оригиналы этикеток советского периода, но и сумело сохранить их до наших дней в идеальном состоянии. Благодаря этому, уже у нас как у центра винного туризма, появилась уникальная возможность выставить все это винодельческое наследие страны на экскурсионном маршруте по винодельне", – рассказала Евгения Константинова, руководитель Винного парка.
В экспозиции представлены этикетки разных регионов и годов советского периода, посетители смогут изучить особенности типографии прошлого и аутентичный дизайн того времени. Стенды с красочными этикетками, среди которых узнаваемые и знакомые многим винодельни, расположились в зале ферментации с парящими емкостями и в "Храме вина", где в бочках вино отдыхает перед розливом.
© Фото: телеграм-канал Drink DesignВыставка "История российского виноделия в этикетках" в WinePark
Выставка "История российского виноделия в этикетках" в WinePark
© Фото: телеграм-канал Drink Design
"Основная идея выставки заключается в том, чтобы продемонстрировать культурное богатство нашей винодельческой отрасли, полиграфические технологии и идеи прошлого века, а также уникальный взгляд на мир вина и то, каким его видели дизайнеры советской эпохи. Сегодня многие изучают этикетку только для того, чтобы понять, подходит им конкретное вино или нет. Но все представленные экспонаты наглядно демонстрируют, что этикетка может быть как "лицом вина", так и вдохновляющим произведением искусства или историческим документом, способным поведать крайне увлекательную историю о винодельческих традициях в разных регионах на протяжении многих лет", – добавила Евгения Константинова.
Сам коллекционер, Алексей Якушик, рассказал, что начал собирать этикетки около 15 лет назад.
"Покупал на интернет-аукционах, на блошиных рынках. Мне интересны старинные вещи, в них есть настроение других эпох. Ностальгия, опять же. Я собираю не только этикетки – у меня есть коллекция старинных бутылок, оловянных кружек... В большинстве – все предметы связанны с напитками. Это не случайно – уже 24 года я руковожу компанией, которая занимается разработкой дизайна для вина, других алкогольных и безалкогольных напитков. Наше дизайн-бюро называется UNIQA, и уже, наверное, половина российского алкоголя – в нашем оформлении", – поделился основатель студии UNIQA.
Сейчас коллекция пополняется, в основном, через интернет-аукционы и постоянно растет.
"По рынкам уже давно не ездил. Хотя это интересное мероприятие. Сейчас, часто дарят друзья, коллеги, клиенты. Коллекция потихоньку становится все больше и больше", – добавил Алексей Якушик.
© Фото: телеграм-канал Drink DesignАлексей Якушик, основатель агентства Uniqa, владелец коллекции
Алексей Якушик, основатель агентства Uniqa, владелец коллекции
© Фото: телеграм-канал Drink Design
Каждая этикетка на выставке уникальна и служит фактически историческим документом, что превращает ее не просто в арт-объект, но в ценную реликвию эпохи.
"Когда начинаешь их рассматривать – находишь очень много интересных деталей. Как в отдельных этикетках, так и в системе разработки дизайна в СССР. Например – "Советское Шампанское" – все примерно помнят, как оно выглядело – черная этикетка, название прописью... У меня в коллекции, наверное, 50, если не больше различных по дизайну этикеток "Советского Шампанского". А, надо понимать, что в то время каждая этикетка проходила утверждение. Утверждала специальная государственная комиссия... Или, такой интересный момент – в то время не было компьютеров. Каждую этикетку рисовали вручную. Все шрифты, иллюстрации – ручная работа. И, если комиссии не понравилась одна небольшая деталь – всю этикетку рисовали заново. А такое случалось часто. Много интересного можно рассказать, гуляя по выставке", – отметил Алексей Якушик.
В Винном парке представлена часть обширной коллекции, экспозиция сфокусирована на этикетках винных хозяйств в границах современной России. Между тем, у Алексея Якушика в коллекции есть этикетки из Грузии, Армении, Молдовы, Азербайджана, Узбекистана и других республик СССР. При этом этикетки не только винные, а также – коньяков, водки и безалкогольных напитков.
© Фото: телеграм-канал Drink DesignВыставка "История российского виноделия в этикетках" в WinePark
Выставка "История российского виноделия в этикетках" в WinePark
© Фото: телеграм-канал Drink Design
После Крыма выставка отправится на винодельню "Фанагория".
"Для них мы готовим расширение экспозиции в коньячную категорию – близкую для этого винодельческого предприятия. В будущем, сделаем выставку всей коллекции. Но, где и когда, пока не понятно", – поделился планами Алексей Якушик.
Выставка в "Винном парке" работает до апреля 2024 года.